22−23 мая 2025 года в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоялась II Международная научно-практическая конференция «Вклад вузов в развитие инклюзивной культуры в социуме»
Пост-релиз
II Международной научно-практической конференции
«Вклад вузов в развитие инклюзивной культуры в социуме»
В мероприятии приняли участие более 900  представителей органов законодательной и исполнительной власти, руководителей и сотрудников вузов, отвечающих за организацию инклюзивного образования, экспертов Российской академии образования и Экспертного Совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, представителей академий наук стран Содружества Независимых Государств, научно- педагогических работников высшей школы Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств, представителей общественных организаций, молодых ученых, аспирантов и студентов, из них более 450 человек участвовали в очном формате. Участники представляли более 300 вузов и 61 регион РФ
В адрес участников Конференции прозвучали приветствия от организаторов Конференции, от Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Государственной Думы Российской Федерации, Российской академии образования.
Пленарная сессия
В первый день работы Конференции состоялась пленарная сессия, на которой выступили представители Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве. Модератором пленарной сессии выступил Филиппов В.М., президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, вице-президент Российской академии образования, профессор, доктор физико математических наук.
«Культура инклюзии и инклюзивная культура в системе высшего образования»
На секции «Культура инклюзии и инклюзивная культура в системе высшего образования» обсуждались основные вызовы для системы высшего образования, включая теоретико-методологические, содержательно- технологические и общекультурные аспекты обучения студентов с особыми образовательными потребностями.
22.05
Четверг
Пре-форсайт сессия «Прогнозные сценарии и стратегии развития сотрудничества в области инклюзивного образования России и стран СНГ»
В первый день работы Конференции состоялась пленарная сессия, на которой выступили представители Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве. Модератором пленарной сессии выступил Филиппов В.М., президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, вице-президент Российской академии образования, профессор, доктор физико математических наук.
Стратегическая сессия
по реализации межведомственного комплексного плана: представление обновленной редакции
На секции «Культура инклюзии и инклюзивная культура в системе высшего образования» обсуждались основные вызовы для системы высшего образования, включая теоретико-методологические, содержательно- технологические и общекультурные аспекты обучения студентов с особыми образовательными потребностями.
Завершился первый день Конференции семинаром-совещанием с ответственными за инклюзивное образование в вузах РФ
Участники мероприятия смогли познакомиться с особенностями реализации инклюзивного образования в РУДН в процессе экскурсии по Университету.
Во второй день работы конференции состоялась дискуссионная площадка по методологии инклюзивного образования с участием экспертов из России и стран СНГ, участники которой акцентировали внимание на следующих проблемах:

  • Инклюзивное образование и современность: международная повестка;
  • Нормативно-правовые основы инклюзивного образования;
  • Перспективные направления диссертационных исследований;
  • О преемственности инклюзивного образования: школа, колледж, вуз и др.
Модератором дискуссионной площадки выступил Филиппов Владимир Михайлович, президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, вице-президент Российской академии образования, профессор, доктор физико математических наук.

Актуальные проблемы инклюзивного образования в высшей школе обсуждались в рамках следующих секциях:

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузе: опыт стран СНГ и РФ»
Модераторы:
  • Симонова М. А., директор учебно-научного института сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, доктор исторических наук;
  • Кулакова Е.В., декан дефектологического факультета, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, кандидат педагогических наук.
«Готовность преподавательского состава к работе в инклюзивной среде вуза»
Модераторы:
  • Алмазова А.А., директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии МПГУ, доктор педагогических наук;
  • Мещерякова О.В., директор научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования УНИСОП РУДН.
«Академическая инклюзия в международно-ориентированном вузе»
Модераторы:
  • Алимова М.В., директор Центра содействия социальной и культурной адаптации и межкультурной коммуникации РУДН, кандидат филологических наук;
  • Колобова С.А., декан Высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета, доктор политических наук, доцент.
«Инклюзивные подходы: этнокультурный контекст образования в России и мире
Первая часть которой была посвящена проблемам образования лиц с миграционной историей.
Модераторами первой части секции выступили:
  • Омельченко Е.А., декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ, руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА», председатель комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук;
  • Мартынова М.Ю., главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук.
Вторая часть секции была посвящена обсуждению вопросов, связанных с преподаванием русского языка как иностранного.
Модераторы:
  • Поморцева Н.В., и.о. директора института русского языка РУДН, доктор педагогических наук, доцент;
  • Горбенко В.Д., кандидат филологических наук, доцент Высшей школы международных образовательных программ СПбПУ).
«Особенности обучения молодых взрослых с заболеваниями, ограничивающими качество жизни»
Модераторы:
  • Левинских И.К., заместитель директора НИИ развития мозга и высших достижений РУДН по экономической деятельности, кандидат экономических наук;
  • Ефремова Т.Ф., специалист Центра специального и инклюзивного образования РУДН.
«Инклюзивные подходы: одаренные обучающиеся в вузе»
Модераторы:
  • Комаров Р.В., проректор по развитию МГПУ, кандидат психологических наук, доцент;
  • Абдурагимова М. А., начальник управления по работе с абитуриентами РУДН.
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в вузах»
Модераторы:
  • Кулакова Е.В., декан дефектологического факультета, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, кандидат педагогических наук;
  • Мещерякова О.В., директор научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования УНИСОП РУДН.
Молодежная  секция «Инклюзивные студенческие практики в вузах»
Модераторы:
  • Круглова Д.Г., студентка бакалавриата 4 курса факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, «Зарубежное регионоведение»;
  • Судаков Я.А., студент бакалавриата 1 курса, Институт медиа НИУ ВШЭ, «Журналистика».
Особое внимание участников Конференции привлекли проблемы реализации принципа инклюзии в высшей школе, которые рассматривались на дискуссионной площадке по обсуждению методических рекомендаций по реализации сетевых образовательных программ, адаптированных для студентов с инвалидностью (в вузах РФ и стран СНГ), где модераторами выступили Кухно С. И., заместитель директора УНИСОП РУДН и Мещерякова О. В., директор научно-образовательного центра специального и инклюзивного образования УНИСОП РУДН).
Вопросам эффективности инклюзивных практик в  вузе был посвящен круглый стол «Об опыте проведения вступительных испытаний по русскому языку для иностранных граждан и перспективах внедрения единого (стандартизированного) вступительного испытания по русскому языку для иностранных абитуриентов российских вузов» (модераторы: Алимова М.В., директор Центра содействия социальной и культурной адаптации и межкультурной коммуникации РУДН, кандидат филологических наук и Ахмадуллина Г. С., начальник подготовительного отделения для иностранных граждан Уфимского университета науки и технологии).
Кроме того, в рамках Конференции был организован курс повышения квалификации.
Программный комитет продолжит работу по отбору актуальных практик организации инклюзивной внеучебной деятельности студентов на основе российского и зарубежного опыта, поступивших в адрес Конференции, обладающих научной новизной и значимостью для их последующей публикации в сборнике.
Made on
Tilda